Лагуна.Ризография.Минитипографии RISO.Издательское и полиграфическое оборудование.Краска и мастер-пленка Riso.
Лагуна.Ризография.Минитипографии RISO.Издательское и полиграфическое оборудование.
Лагуна.Ризография.Минитипографии RISO.Издательское и полиграфическое оборудование.

РИЗОГРАФИЯ

ДОПЕЧАТНОЕ

Компьютеры

ПЕЧАТНОЕ

Офсетные машины
Пластиковые карты
электрографические копировальные аппараты

ПОСТПЕЧАТНОЕ

 

ОБЗОР ПЛОТТЕРОВ ДЛЯ РЕКЛАМНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

О струйных плоттерах

Описать в короткой статье все многообразие струйных плоттеров, число которых растет в последние годы семимильными шагами, практически невозможно. Поэтому данный обзор составлен в следующих рамках: рассмотрены только основные производители струйных плоттеров, выпускающие модели для применения в рекламных технологиях, и имеющие своих представителей в России. Последнее условие представляется мне достаточно важным - ведь без сервисной поддержки здесь, в России, клиент обречен на мытарства, т.к. любая техника требует рано или поздно вмешательства технических специалистов.

Итак, в обзоре рассматриваются следующие фирмы-производители плоттеров: EncadHewlett Packard, ColorSpan, Roland, Mutoh. Скажу несколько слов о тех, кто не вошел в этот перечень. Такие фирмы, как OCE, Selex (Canon) и Xerox, хотя и поставляют полноцветные модели плоттеров, но предназначены эти плоттеры для САПР (систем автоматизированного проектирования) и ГИС (геоинформационных систем). Фирма Kodak поставляет плоттеры от Encad и Mutoh, Iiford - от Encad и ColorSpan, а Agfa - от Mutoh, т.е. они не являются оригинальными изготовителями. У Rastergraphics и Anagraph отсутствуют реально работающие в России дилеры. Существует еще целый ряд малоизвестных производителей плоттеров, в том числе планшетных и барабаных, но это, как правило, все экзотично и специфично.

Термо- и пьезо- плоттеры

Струйные плоттеры принято разделять в настоящее время по типу струйной системы на два класса: термоструйные и пьезоэлектрические. Американские фирмы Encad, HP и ColorSpan применяют в своих плоттерах термоструйные головки, а японские Roland и Mutoh - пьезоэлектрические головки. Сторонники каждой из технологий доказывают преимущество своей струйной системы, при этом в термоструйной технологии подчеркивается преимущество в скорости печати, а в пьезоэлектрической - в качестве. В последнем случае под качеством понимается более высокое разрешение, более широкий потенциальный диапазон применяемых чернил, а также возможность управления размером впрыскиваемой капли. Другим принципиальным отличием двух систем является срок службы струйных головок. Термоэлектрические струйные головки являются расходным материалом и рассчитаны на регулярную замену после прокачки определенного объема чернил (например, 500-1000 мл для Encad). Они стоят относительно недорого (до 100 USD) и обычно продаются в комплекте с чернилами. Пьезоэлектрические головки гораздо более надежны и рассчитаны на более длительную службу (1-3 года). Но при этом их стоимость выше (до 300 USD), а процедура замены сложнее (связана с разборкой плоттера).

Какая же система лучше? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Можно только дать общую рекомендацию: если вас волнует выполнение больших объемов работ - выбирайте термо-плоттеры, ну а если для вас наиболее важно высочайшее фотореалистическое качество - выбирайте пьезо-плоттеры. Ну а если нужно и то, и другое - спросите вы. Я отвечаю на этот вопрос обычно так: при работе на современном струйном плоттере наиболее значимым фактором для обеспечения высокой производительности и качества является профессионализм оператора. Можно использовать самый лучший плоттер, но если выбор расходных материалов был неверен, или не была проведена цветокалибровка, или отпечаток был недостаточно высушен - и готовая работа отправляется в брак.

Как бы то ни было, вопрос выбора наиболее подходящего для каждой конкретной задачи плоттера все равно остается, и далее я попробую облегчить его решение, насколько это возможно.

Основные характеристики плоттеров

Разрешение. Различают реальное и адресуемое разрешение. Реальное разрешение - это то, что обеспечивает струйная головка, адресуемое разрешение - это повышение плотности точек за счет нескольких проходов головок. В своей таблице я привожу только реальное разрешение, т.к. адресуемое разрешение очень часто вводит читателей в заблуждение. Когда вы увидите в проспекте Roland или Mutoh разрешение 720х1440 dpi, а у ColorSpan - 1800 dpi, то надо понимать эти цифры 1440 и 1800 dpi именно как адресуемое ("повышенное") разрешение. В режиме "повышенного" разрешения плоттер будет управлять струйными головками так, чтобы увеличить плотность точек в 2-3 раза, при этом соответственно, происходит замедление скорости печати также в 2-3 раза. Влияет ли это на качество? Да, в ряде случаев это позволяет избавиться от "полошения", получить более мягкие переходы полутонов, но получить более мелкие детали изображения нельзя - базовый размер точки при этом не меняется. По практике большинства моих знакомых рекламистов режим "повышенного" разрешения в широкоформатной печати практически не применяется, являясь в основном маркетинговым приемом фирмы-производителя.

Струйная система. Если вы хотите профессионально оценить плоттер, прежде всего узнайте про его струйную систему. Производителей струйных головок можно пересчитать по пальцам, а, зная тип струйной головки, гораздо легче разбираться с характеристиками, объявляемыми в рекламных проспектах.

В плоттерах фирм Roland и Mutoh (а также у целого ряда других фирм) применяются пъезоструйные головки от принтера Epson Stylus 3000. Бесполезно пытаться сравнивать качество этих плоттеров - они принципиально одинаковые и могут отличаться только благодаря различию в профессионализме операторов. В случае использования рекомендованных расходных материалов, при правильной цветокалибровке и растеризации качество отпечатков отличаться не будет.

В плоттерах Encad применяются головки Lexmark/Encad. В последних моделях плоттеров этой фирмы в картриджи стали встраивать специальные чипы, в которых записывается информация о типе используемых чернил и, самое главное, о количестве израсходованных чернил. Информация о количестве израсходованных чернил помогает оценить себестоимость работ, а также определить оставшееся время жизни картриджа. Что касается информации о типе чернил, то при смене чернил с одного типа на другой (Encad предлагает на сегодня 7 типов чернил) это помогает избежать путаницы картриджей.

В плоттерах HP применяются, естественно, струйные головки HP. Наиболее совершенная головка применена в модели HP 1000 - она имеет 512 форсунок и за один проход печатает полосу шириной в один дюйм (25,4 мм). В плоттерах ColorSpan также применяются головки HP. В моделе DisplayMaker XII применяется современная струйная головка HP, имеющая разрешение 600 dpi. Что касается моделей DisplayMaker 4200/6100/7100, то в них применена явно морально устаревшая головка HP 51626A. Эта головка имеет разрешение 300 dpi и применялась еще в первых поколениях струйных плоттеров (Encad NovaJet 2/3, Summagraphics SummaJet и в других). Применение этой головки в плоттерах DisplayMaker неоднократно вызывало критику специалистов.

Для повышения надежности работы струйных головок в плоттерах Encad, HP и ColorSpan применяется система компенсации сбойных форсунок. Суть ее работы в следующем: система обнаруживает неработающую форсунку и включает вместо нее другую. Правда, этот алгоритм срабатывает только в случае печати в режиме нескольких проходов (чем больше проходов, тем вероятнее срабатывание компенсации). Впрочем, большинство работ в рекламных технологиях печатается в несколько проходов.

Скорость печати. В этом вопросе наблюдается наибольшая путаница, т.к. общих критериев для сравнительной оценки скорости плоттеров нет. Дело в том, что в практически любом плоттере имеется 5-8 режимов печати - одно- или дву- направленная печать, в 1, 2, 3, 4, 6 проходов, с "повышенным" или "пониженным" разрешением. Чем меньше проходов струйной головки, тем выше скорость печати, но тем ниже качество. Можно, конечно, сравнивать максимальные скорости - двунаправленная печать в один проход (обычно это называется "черновой" режим). Но реальные заказы никто в этом режиме не печатает. Я в приведенной таблице решил приводить данные по "нормальному" режиму печати. Этот режим в разных плоттерах варьируется по количеству проходов (3-4), но смысл его в том, что он обеспечивает нормальное воспроизведение на фотобумаге графически сложных изображений (с полутоновыми переходами, большими заливками и т.д.). Другими словами, это реальная скорость, на которой печатают заказы.

Производительность системы. Производительность плоттера во многом определяется скоростью печати, но давайте рассмотрим и другие составляющие. Для этого давайте вспомним, что печатающая система состоит не только из плоттера, но и из компьютера и растрового процессора (RIP). Мощность вашего компьютера и RIP и скорость интерфейса играют далеко не маловажную роль. Порой время подготовки файла к печати (растрирование) занимает гораздо больше времени, чем сама печать. Поэтому, приобретая плоттер, думайте о печатающей системе в целом.

Немаловажную роль для обеспечения производительности печати играет наличие системы подачи чернил. При работе с отдельными картриджами вам придется следить за расходом чернил в каждом из них, чтобы вовремя остановить плоттер и заменить опустевший картридж. При подаче чернил из больших емкостей такой проблемы не возникает.

Также очень важно в рекламных технологиях иметь на плоттере систему сушки и подмотки готовых изображений. Если в плоттере нет системы сушки, тогда готовые отпечатки нельзя наматывать на приемную бобину (или просто в рулон). Это означает, что оператор должен стоять около плоттера и следить, чтобы отпечаток не касался поля, а в конце печати отрезать его (для этого во всех современных плоттерах, даже в дешевых, есть автоматический нож) и укладывать (или вывешивать) на специальное место для просушки. Сушка особенно актуальна при работе на "быстрых" плоттерах и при печати на фотобумаге или пленке.

Что касается устройства подмотки готовых отпечатков, то его удобно применять в случае печати длинных изображений и/или если эти отпечатки подлежат дальнейшему ламинированию. В соответствующей таблице вы можете познакомиться с данными по наличию систем подмотки и сушки в рассматриваемых плоттерах.

Таблица "Системы сушки и подмотки в плоттерах"

Модель Система сушки Система подмотки
Encad NovaJet PRO 500-850, 1500 TX Есть Есть
Encad NovaJet PRO 50 Нет Есть
Encad CadJet 3D, Croma 24 Нет Нет
HP DesignJet 3000 Нет Есть
HP DesignJet 2000, 1000 Нет Нет
ColorSpan DisplayMaker (все модели) Есть Есть
Mutoh Albatros Нет Есть
Mutoh RJ 4100/6100 Нет Нет
Roland Hi-Fi Jet Нет Опция

Система подачи чернил. Система подачи чернил является одним из основных элементов современного плоттера. Она позволяет обеспечить снижение себестоимости печати и повышение производительности (см. выше) за счет подачи чернил из емкостей большой емкости. В результате частота остановок плоттера для перезаправки чернил по сравнению с использованием обычных картриджей резко снижается (а в плоттерах Encad дозаправку чернил можно делать прямо во время печати). Когда в 1995 году фирма Encad впервые представила свой плоттер NovaJet PRO 36 с системой подачи чернил из банок 500 мл, это произвело фурор среди рекламщиков - плоттер может печатать сутки без остановок! Спустя 2-3 года и остальные фирмы также стали реализовывать у себя подобные системы. На сегодня применяются две основные системы подачи чернил: непрерывная (Encad, ColorSpan, Mutoh, Roland) и порционная (HP). В непрерывной системе подача чернил в струйные головки осуществляется по трубочкам, подсоединенным к емкостям с чернилами. Чернила текут, подчиняясь всемирным физическим законам о сообщающихся сосудах и капиллярах. В порционной системе струйная головка прерывает печать, подъезжает к устройству дозаправки, специальная помпа подкачивает в буфер головки очередную порцию чернил из специального картриджа, и головка печатает дальше до очередной подкачки. Обе системы зарекомендовали себя как вполне надежные.

Имеется определенный нюанс в конструкции заправочных емкостей с чернилами. Все фирмы, кроме Encad, применяют специальные сменные картриджи (кассеты), тем самым, стараясь ограничить своих клиентов от использования чернил других изготовителей. В плоттерах Encad предусмотрена просто заливка чернил в резервуары, установленные в плоттере. Таким образом, вы можете покупать чернила даже в 10-литровых канистрах (это предлагают отдельные фирмы), что, надо отметить, порой довольно удобно и дешево.

Также необходимо сделать замечание по поводу процедуры смены одного типа чернил на другой. Если вы хотите напечатать ряд заказов стандартными чернилами, а потом выполнить работу с пигментными чернилами, то обычно здесь должна быть выполнена достаточно трудоемкая и грязная работа по промывке трактов подачи чернил. Эта проблема решена только в плоттерах Encad NovaJet PRO 500-850 и ColorSpan DisplayMaker 4200/6100/7100. В плоттерах Encad имеется двойная система магистралей подачи чернил, а у ColorSpan предусмотрена возможность заправки первых 4-х картриджей одними чернилами и вторых 4-х картриджей другими чернилами.

Цветность. Изначально в плоттерах применялся стандартный полиграфический набор цветов CMYK (голубой, пурпурный, желтый и черный). Долгое время совершенствование цветопередачи шло по пути улучшения свойств чернил и носителей, качества цветокалибровки и растеризации. Затем из полиграфии пришла мода на 6-ти цветные модели. Дальше всех в этом вопросе на сегодня продвинулась фирма ColorSpan, представив в 1999 году 12-ти цветную модель DisplayMaker XII. Здесь важно понимать, что увеличение числа струйных головок (в данном случае до 12-ти) неизбежно ведет к технически сложным решениям по выравниванию головок для предотвращения "полошения". В плоттерах DisplayMaker эта решается за счет автоматического "глаза" (встроенного сканера), который определяет взаимное расположение головок и выдает команды для их выравнивания. Фирмы Roland и Mutoh находятся в более выгодном положении, применяя пъезоголовки фирмы Epson, в каждой из которых имеется по 3 канала. Таким образом, для реализации 6-ти цветной системы им нужно выравнивать только две головки. Как я уже отмечал, пъезоголовки предназначены для долговременного использования, поэтому конструкция их закрепления исключает необходимость каждодневной калибровки.

Наиболее распространенным цветовыми пространствами на сегодня после CMYK являются 6-ти цветные CMYK LcLm (CMYK + светлоголубой и светлопурпурный) и CMYK OrGr (CMYK + оранжевый и зеленый). В DisplayMaker XII предусмотрена возможность работы в разных конфигурациях, в том числе 2х6 (два 6-ти цветных набора) и 3х4 (три 4-х цветных набора). В этих конфигурациях обеспечивается наибольшее быстродействие этого плоттера. В 6-ти цветных плоттерах Mutoh и Roland также предусмотрена возможность работы как в обоих 6-ти цветных пространствах, так и с обычным CMYK. По поводу NovaJet 850 пока никаких данных нет - его официальная презентация состоится на выставках PhotoKina (Кельн) и SignEurope (Париж) в конце сентября 2000 года.

Какой же плоттер предпочесть - стандартный 4-х цветный или многоцветный? В первую очередь это определяется задачами, которые вы хотите решать. А в конце концов вам придется провести свою личную экспертизу образцов печати различных плоттеров для принятия решения.

Таблица "Основные характеристики плоттеров"

Модель Ширина, мм Разре-шение, dpi Производи-тельность, м2/ч Подача чернил Кол. Цветов Ориентировочная цена, USD

Encad

NovaJet PRO 850 - - - Непрерывная, 500 мл/цвет 8 -
NovaJet PRO 700 1080/1520 600 7,0 -"- 4 17'500/25'000
NovaJet PRO 630 1080/1520 600 5,8 -"- 4 16'000/23'000
NovaJet PRO 500 1080/1520 300 9,0 -"- 4 12'000/15'000
1500 TX 1520 300 - -"- 4 19'000
NovaJet PRO 50 1270 300 3,0 -"- 4 10'900
CadJet 3D 914 600 7,0 -"- 4 7'000
Croma 24 610 300 3,0 - 4 1'900

Hewlett Packard

DesignJet 3000 1370 600 4,2 Порционная, 410 мл/цвет 4 15'500
DesignJet 2000 914 600 4,2 -"- 4 10'900
DesignJet 1050 914 600 15,3 Порционная, 350 мл/цвет 4 9'200

ColorSpan

DisplayMaker XII 1310/1560/1820 600 10,8 Непрерывная, 500 мл/цвет 12 27'000/30'000/33'000
DisplayMaker FabriJet XII 1820 600 10,8 -"- 12 40'000
DisplayMaker 4200/6100/7100 1050/1560/1820 300 4,6 -"- 8 21'000/24'000/27'000

Mutoh

Albatros 1372 384 7,0 Непрерывная, 1000 мл/цвет 4 55000
RJ-6100 1092/1372/1575 720 2,0 Непрерывная, 220 мл/цвет 6 12'000/20'000/23'000
RJ-4100 953 720 2,0 -"- 4 9'000

Roland

Hi-Fi Jet 1066/1320 720 2,0 Непрерывная, 220 мл/цвет 6 18'000/20'000

О КОМПАНИИ

О компании
Наши координаты

ОБЗОРЫ

Статьи и обзоры
Глоссарий

РАЗНОЕ

б/у оборудование
Типовые решения минитипографий АРХИВ

ПРАЙС ЛИСТ

НА ГЛАВНУЮ
У Вас замечания или вопросы к нам - напишите lag2001@yandex.ru.
НА ГЛАВНУЮ

ООО "Фирма "Лагуна", 167000, г.Сыктывкар, ул.Первомайская, д.86/1 Тел. (8212) 302-502, 302-503, 26-14-87.
Вся полиграфия России Rambler's Top100
Сделать бесплатный сайт с uCoz