ОБЗОР ПЛОТТЕРОВ ДЛЯ РЕКЛАМНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Описать в короткой статье все многообразие струйных плоттеров, число которых растет в последние годы семимильными шагами, практически невозможно. Поэтому данный обзор составлен в следующих рамках: рассмотрены только основные производители струйных плоттеров, выпускающие модели для применения в рекламных технологиях, и имеющие своих представителей в России. Последнее условие представляется мне достаточно важным - ведь без сервисной поддержки здесь, в России, клиент обречен на мытарства, т.к. любая техника требует рано или поздно вмешательства технических специалистов.
Итак, в обзоре рассматриваются следующие фирмы-производители плоттеров: Encad, Hewlett Packard, ColorSpan, Roland, Mutoh. Скажу несколько слов о тех, кто не вошел в этот перечень. Такие фирмы, как OCE, Selex (Canon) и Xerox, хотя и поставляют полноцветные модели плоттеров, но предназначены эти плоттеры для САПР (систем автоматизированного проектирования) и ГИС (геоинформационных систем). Фирма Kodak поставляет плоттеры от Encad и Mutoh, Iiford - от Encad и ColorSpan, а Agfa - от Mutoh, т.е. они не являются оригинальными изготовителями. У Rastergraphics и Anagraph отсутствуют реально работающие в России дилеры. Существует еще целый ряд малоизвестных производителей плоттеров, в том числе планшетных и барабаных, но это, как правило, все экзотично и специфично.
Струйные плоттеры принято разделять в настоящее время по типу струйной системы на два класса: термоструйные и пьезоэлектрические. Американские фирмы Encad, HP и ColorSpan применяют в своих плоттерах термоструйные головки, а японские Roland и Mutoh - пьезоэлектрические головки. Сторонники каждой из технологий доказывают преимущество своей струйной системы, при этом в термоструйной технологии подчеркивается преимущество в скорости печати, а в пьезоэлектрической - в качестве. В последнем случае под качеством понимается более высокое разрешение, более широкий потенциальный диапазон применяемых чернил, а также возможность управления размером впрыскиваемой капли. Другим принципиальным отличием двух систем является срок службы струйных головок. Термоэлектрические струйные головки являются расходным материалом и рассчитаны на регулярную замену после прокачки определенного объема чернил (например, 500-1000 мл для Encad). Они стоят относительно недорого (до 100 USD) и обычно продаются в комплекте с чернилами. Пьезоэлектрические головки гораздо более надежны и рассчитаны на более длительную службу (1-3 года). Но при этом их стоимость выше (до 300 USD), а процедура замены сложнее (связана с разборкой плоттера).
Какая же система лучше? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Можно только дать общую рекомендацию: если вас волнует выполнение больших объемов работ - выбирайте термо-плоттеры, ну а если для вас наиболее важно высочайшее фотореалистическое качество - выбирайте пьезо-плоттеры. Ну а если нужно и то, и другое - спросите вы. Я отвечаю на этот вопрос обычно так: при работе на современном струйном плоттере наиболее значимым фактором для обеспечения высокой производительности и качества является профессионализм оператора. Можно использовать самый лучший плоттер, но если выбор расходных материалов был неверен, или не была проведена цветокалибровка, или отпечаток был недостаточно высушен - и готовая работа отправляется в брак.
Как бы то ни было, вопрос выбора наиболее подходящего для каждой конкретной задачи плоттера все равно остается, и далее я попробую облегчить его решение, насколько это возможно.
Основные характеристики плоттеров
Разрешение. Различают реальное и адресуемое разрешение. Реальное разрешение - это то, что обеспечивает струйная головка, адресуемое разрешение - это повышение плотности точек за счет нескольких проходов головок. В своей таблице я привожу только реальное разрешение, т.к. адресуемое разрешение очень часто вводит читателей в заблуждение. Когда вы увидите в проспекте Roland или Mutoh разрешение 720х1440 dpi, а у ColorSpan - 1800 dpi, то надо понимать эти цифры 1440 и 1800 dpi именно как адресуемое ("повышенное") разрешение. В режиме "повышенного" разрешения плоттер будет управлять струйными головками так, чтобы увеличить плотность точек в 2-3 раза, при этом соответственно, происходит замедление скорости печати также в 2-3 раза. Влияет ли это на качество? Да, в ряде случаев это позволяет избавиться от "полошения", получить более мягкие переходы полутонов, но получить более мелкие детали изображения нельзя - базовый размер точки при этом не меняется. По практике большинства моих знакомых рекламистов режим "повышенного" разрешения в широкоформатной печати практически не применяется, являясь в основном маркетинговым приемом фирмы-производителя.
Струйная система. Если вы хотите профессионально оценить плоттер, прежде всего узнайте про его струйную систему. Производителей струйных головок можно пересчитать по пальцам, а, зная тип струйной головки, гораздо легче разбираться с характеристиками, объявляемыми в рекламных проспектах.
В плоттерах фирм Roland и Mutoh (а также у целого ряда других фирм) применяются пъезоструйные головки от принтера Epson Stylus 3000. Бесполезно пытаться сравнивать качество этих плоттеров - они принципиально одинаковые и могут отличаться только благодаря различию в профессионализме операторов. В случае использования рекомендованных расходных материалов, при правильной цветокалибровке и растеризации качество отпечатков отличаться не будет.
В плоттерах Encad применяются головки Lexmark/Encad. В последних моделях плоттеров этой фирмы в картриджи стали встраивать специальные чипы, в которых записывается информация о типе используемых чернил и, самое главное, о количестве израсходованных чернил. Информация о количестве израсходованных чернил помогает оценить себестоимость работ, а также определить оставшееся время жизни картриджа. Что касается информации о типе чернил, то при смене чернил с одного типа на другой (Encad предлагает на сегодня 7 типов чернил) это помогает избежать путаницы картриджей.
В плоттерах HP применяются, естественно, струйные головки HP. Наиболее совершенная головка применена в модели HP 1000 - она имеет 512 форсунок и за один проход печатает полосу шириной в один дюйм (25,4 мм). В плоттерах ColorSpan также применяются головки HP. В моделе DisplayMaker XII применяется современная струйная головка HP, имеющая разрешение 600 dpi. Что касается моделей DisplayMaker 4200/6100/7100, то в них применена явно морально устаревшая головка HP 51626A. Эта головка имеет разрешение 300 dpi и применялась еще в первых поколениях струйных плоттеров (Encad NovaJet 2/3, Summagraphics SummaJet и в других). Применение этой головки в плоттерах DisplayMaker неоднократно вызывало критику специалистов.
Для повышения надежности работы струйных головок в плоттерах Encad, HP и ColorSpan применяется система компенсации сбойных форсунок. Суть ее работы в следующем: система обнаруживает неработающую форсунку и включает вместо нее другую. Правда, этот алгоритм срабатывает только в случае печати в режиме нескольких проходов (чем больше проходов, тем вероятнее срабатывание компенсации). Впрочем, большинство работ в рекламных технологиях печатается в несколько проходов.
Скорость печати. В этом вопросе наблюдается наибольшая путаница, т.к. общих критериев для сравнительной оценки скорости плоттеров нет. Дело в том, что в практически любом плоттере имеется 5-8 режимов печати - одно- или дву- направленная печать, в 1, 2, 3, 4, 6 проходов, с "повышенным" или "пониженным" разрешением. Чем меньше проходов струйной головки, тем выше скорость печати, но тем ниже качество. Можно, конечно, сравнивать максимальные скорости - двунаправленная печать в один проход (обычно это называется "черновой" режим). Но реальные заказы никто в этом режиме не печатает. Я в приведенной таблице решил приводить данные по "нормальному" режиму печати. Этот режим в разных плоттерах варьируется по количеству проходов (3-4), но смысл его в том, что он обеспечивает нормальное воспроизведение на фотобумаге графически сложных изображений (с полутоновыми переходами, большими заливками и т.д.). Другими словами, это реальная скорость, на которой печатают заказы.
Производительность системы. Производительность плоттера во многом определяется скоростью печати, но давайте рассмотрим и другие составляющие. Для этого давайте вспомним, что печатающая система состоит не только из плоттера, но и из компьютера и растрового процессора (RIP). Мощность вашего компьютера и RIP и скорость интерфейса играют далеко не маловажную роль. Порой время подготовки файла к печати (растрирование) занимает гораздо больше времени, чем сама печать. Поэтому, приобретая плоттер, думайте о печатающей системе в целом.
Немаловажную роль для обеспечения производительности печати играет наличие системы подачи чернил. При работе с отдельными картриджами вам придется следить за расходом чернил в каждом из них, чтобы вовремя остановить плоттер и заменить опустевший картридж. При подаче чернил из больших емкостей такой проблемы не возникает.
Также очень важно в рекламных технологиях иметь на плоттере систему сушки и подмотки готовых изображений. Если в плоттере нет системы сушки, тогда готовые отпечатки нельзя наматывать на приемную бобину (или просто в рулон). Это означает, что оператор должен стоять около плоттера и следить, чтобы отпечаток не касался поля, а в конце печати отрезать его (для этого во всех современных плоттерах, даже в дешевых, есть автоматический нож) и укладывать (или вывешивать) на специальное место для просушки. Сушка особенно актуальна при работе на "быстрых" плоттерах и при печати на фотобумаге или пленке.
Что касается устройства подмотки готовых отпечатков, то его удобно применять в случае печати длинных изображений и/или если эти отпечатки подлежат дальнейшему ламинированию. В соответствующей таблице вы можете познакомиться с данными по наличию систем подмотки и сушки в рассматриваемых плоттерах.
Таблица "Системы сушки и подмотки в плоттерах"
|
Система подачи чернил. Система подачи чернил является одним из основных элементов современного плоттера. Она позволяет обеспечить снижение себестоимости печати и повышение производительности (см. выше) за счет подачи чернил из емкостей большой емкости. В результате частота остановок плоттера для перезаправки чернил по сравнению с использованием обычных картриджей резко снижается (а в плоттерах Encad дозаправку чернил можно делать прямо во время печати). Когда в 1995 году фирма Encad впервые представила свой плоттер NovaJet PRO 36 с системой подачи чернил из банок 500 мл, это произвело фурор среди рекламщиков - плоттер может печатать сутки без остановок! Спустя 2-3 года и остальные фирмы также стали реализовывать у себя подобные системы. На сегодня применяются две основные системы подачи чернил: непрерывная (Encad, ColorSpan, Mutoh, Roland) и порционная (HP). В непрерывной системе подача чернил в струйные головки осуществляется по трубочкам, подсоединенным к емкостям с чернилами. Чернила текут, подчиняясь всемирным физическим законам о сообщающихся сосудах и капиллярах. В порционной системе струйная головка прерывает печать, подъезжает к устройству дозаправки, специальная помпа подкачивает в буфер головки очередную порцию чернил из специального картриджа, и головка печатает дальше до очередной подкачки. Обе системы зарекомендовали себя как вполне надежные.
Имеется определенный нюанс в конструкции заправочных емкостей с чернилами. Все фирмы, кроме Encad, применяют специальные сменные картриджи (кассеты), тем самым, стараясь ограничить своих клиентов от использования чернил других изготовителей. В плоттерах Encad предусмотрена просто заливка чернил в резервуары, установленные в плоттере. Таким образом, вы можете покупать чернила даже в 10-литровых канистрах (это предлагают отдельные фирмы), что, надо отметить, порой довольно удобно и дешево.
Также необходимо сделать замечание по поводу процедуры смены одного типа чернил на другой. Если вы хотите напечатать ряд заказов стандартными чернилами, а потом выполнить работу с пигментными чернилами, то обычно здесь должна быть выполнена достаточно трудоемкая и грязная работа по промывке трактов подачи чернил. Эта проблема решена только в плоттерах Encad NovaJet PRO 500-850 и ColorSpan DisplayMaker 4200/6100/7100. В плоттерах Encad имеется двойная система магистралей подачи чернил, а у ColorSpan предусмотрена возможность заправки первых 4-х картриджей одними чернилами и вторых 4-х картриджей другими чернилами.
Цветность. Изначально в плоттерах применялся стандартный полиграфический набор цветов CMYK (голубой, пурпурный, желтый и черный). Долгое время совершенствование цветопередачи шло по пути улучшения свойств чернил и носителей, качества цветокалибровки и растеризации. Затем из полиграфии пришла мода на 6-ти цветные модели. Дальше всех в этом вопросе на сегодня продвинулась фирма ColorSpan, представив в 1999 году 12-ти цветную модель DisplayMaker XII. Здесь важно понимать, что увеличение числа струйных головок (в данном случае до 12-ти) неизбежно ведет к технически сложным решениям по выравниванию головок для предотвращения "полошения". В плоттерах DisplayMaker эта решается за счет автоматического "глаза" (встроенного сканера), который определяет взаимное расположение головок и выдает команды для их выравнивания. Фирмы Roland и Mutoh находятся в более выгодном положении, применяя пъезоголовки фирмы Epson, в каждой из которых имеется по 3 канала. Таким образом, для реализации 6-ти цветной системы им нужно выравнивать только две головки. Как я уже отмечал, пъезоголовки предназначены для долговременного использования, поэтому конструкция их закрепления исключает необходимость каждодневной калибровки.
Наиболее распространенным цветовыми пространствами на сегодня после CMYK являются 6-ти цветные CMYK LcLm (CMYK + светлоголубой и светлопурпурный) и CMYK OrGr (CMYK + оранжевый и зеленый). В DisplayMaker XII предусмотрена возможность работы в разных конфигурациях, в том числе 2х6 (два 6-ти цветных набора) и 3х4 (три 4-х цветных набора). В этих конфигурациях обеспечивается наибольшее быстродействие этого плоттера. В 6-ти цветных плоттерах Mutoh и Roland также предусмотрена возможность работы как в обоих 6-ти цветных пространствах, так и с обычным CMYK. По поводу NovaJet 850 пока никаких данных нет - его официальная презентация состоится на выставках PhotoKina (Кельн) и SignEurope (Париж) в конце сентября 2000 года.
Какой же плоттер предпочесть - стандартный 4-х цветный или многоцветный? В первую очередь это определяется задачами, которые вы хотите решать. А в конце концов вам придется провести свою личную экспертизу образцов печати различных плоттеров для принятия решения.
Таблица "Основные характеристики плоттеров"
|